«Здоровьесберегающие технологии на занятиях»
Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма.
Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Одним из решений этой задачи выступает востребованность здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья. Эта цель достигается путем решения многих задач в ходе деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;
3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
· Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
· Спортивные и подвижные игры;
· Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
· Физкультурные занятия;
· Гимнастика после сна;
· Точечный массаж;
· Бассейн;
· Спортивные праздники, развлечения;
· СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
· День здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия.
· Музыкотерапия;
· Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
Сегодня мы остановимся на технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников. В которые входят динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику), которые используются на занятиях.
Динамические паузы. Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.
Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:
· Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;
· Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать;
· Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;
· Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;
· Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению.
Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону. Физкультминутки может проводить кто-то из детей.
Пальчиковая гимнастика. Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.
Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.
Дыхательная гимнастика. Внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики.
Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.