Инклюзивное образование в общеразвивающем детском саду.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников, особенно в сельской местности. Дети с особыми образовательными потребностями (далее ООП) пребывают в общеобразовательные организации образования независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.
Нахождение детей с ООП в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ООП, но и качество работы дошкольной организаций, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного процесса воспитанников, удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Программа по инклюзивному образованию разработана на основе Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и в соответствии основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Практическая часть содержит конкретные методические разработки по организации и проведению воспитательно-образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями.
Цель инклюзивного образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами; организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ООП.
Задачи:
· проанализировать особенности организации воспитательно-образовательного процесса инклюзивного образования;
· использование инновационных технологий, ориентированных на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей с ООП;
· развитие инклюзивного образования детей с ООП.
Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ООП учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Для дошкольников с ООП целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне. Для детей с ООП целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ООП, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки- символы).
Для реализации программы большое значение имеет создание правильной предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, для становления личности ребёнка.
Предметно-развивающую среду оформили соответственно: в группе имеются следующие центры развития: центр «Волшебный песок», центр шнурования, центр развития тактильного восприятия «Помоги Золушке», центр развития конструктивной деятельности «Юные конструкторы», центр «Всезнайка», центр художественно-эстетического развития «Территория творчества», центр «Модница», центр сенсомоторного развития «Страна прищепок».
Модель взаимодействия с участниками образовательного процесса
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения разных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи:
1. Оказывать ребенку комплексную помощь в образовательном процессе на получение доступного образования с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
2. Повысить потенциальную возможность ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы.
3. Развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей по оказанию комплексной помощи ребенку посредством психологической коммуникации.
Принципы создания комплексной помощи:
· повысить уровень образовательного благополучия детей с ООП и их семей;
· обеспечивать и развивать интегративные связи между всеми специалистами в ДОУ реализовать в образовательном процессе эффективные и здоровьесберегающие технологии;
· обеспечить “разгрузку” образовательного процесса, оказывая комплексную помощь детям в ДОУ.
Этапы системы комплексной помощи:
1. Социально-педагогическая поддержка к сопровождению (первый круг помощи: воспитатель - родитель).
2. Интегративная специализированная помощь (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальные руководители).
3. Консультирование (специализированные службы помощи в ДОУ, ПМПК в ДОУ, центры – ППМСС, ЦПЗД и П.)
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
· своевременно выявить детей с ООП;
· выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
· определить оптимальный педагогический маршрут;
· осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
· оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
· консультировать родителей ребёнка.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку психического развития ребёнка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Мониторинг детского организма проводится три раза в году: в начале, в середине и по окончании работы по программе.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с образовательными потребностями.
Вся жизнь детского сада должна строиться по принципу командной работы, обеспечивающего сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля и детей на занятиях или в свободной игре, когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческие инициативы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с особыми образовательными потребностями в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления – инклюзии. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2005.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. – СПб.,2006.
3. ВераксаА.Н.., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2011.
4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М., 1997г.
5. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолога-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. М.,1998 г.