Ақмола облысы білім басқармасының Жақсы ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Жақсы ауылының "Дән" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорын.
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли сад "Дан" села Жаксы при отделе образования по Жаксынскому району управления образования Акмолинской области.

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад на семинар по теме: «Инклюзивное образование в общеразвивающем детском саду»

26.04.2018

Инклюзивное образование в общеразвивающем детском саду.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников, особенно в сельской местности. Дети с особыми образовательными потребностями (далее ООП) пребывают в общеобразовательные организации образования независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.

Нахождение детей с ООП в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ООП, но и качество работы дошкольной организаций, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного процесса воспитанников, удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Программа по инклюзивному образованию разработана на основе Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и в соответствии основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Практическая часть содержит конкретные методические разработки по организации и проведению воспитательно-образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Цель инклюзивного образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами; организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ООП.

Задачи:

·      проанализировать особенности организации воспитательно-образовательного процесса инклюзивного образования;

·      использование инновационных технологий, ориентированных на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей с ООП;

·      развитие инклюзивного образования детей с ООП.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ООП учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Для дошкольников с ООП целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне. Для детей с ООП целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ООП, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки- символы).

Для реализации программы большое значение имеет создание правильной предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, для становления личности ребёнка.

Предметно-развивающую среду оформили соответственно: в группе имеются следующие центры развития: центр «Волшебный песок», центр шнурования, центр развития тактильного восприятия «Помоги Золушке», центр развития конструктивной деятельности «Юные конструкторы», центр «Всезнайка», центр художественно-эстетического развития «Территория творчества», центр «Модница», центр сенсомоторного развития «Страна прищепок».

 

Модель взаимодействия с участниками образовательного процесса

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения разных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

Задачи:

1. Оказывать ребенку комплексную помощь в образовательном процессе на получение доступного образования с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

2. Повысить потенциальную возможность ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы.

3. Развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей по оказанию комплексной помощи ребенку посредством психологической коммуникации.

Принципы создания комплексной помощи:

·      повысить уровень образовательного благополучия детей с ООП и их семей;

·    обеспечивать и развивать интегративные связи между всеми специалистами в ДОУ реализовать в образовательном процессе эффективные и здоровьесберегающие технологии;

·      обеспечить “разгрузку” образовательного процесса, оказывая комплексную помощь детям в ДОУ.

Этапы системы комплексной помощи:

1. Социально-педагогическая поддержка к сопровождению (первый круг помощи: воспитатель - родитель).

2. Интегративная специализированная помощь (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальные руководители).

3. Консультирование (специализированные службы помощи в ДОУ, ПМПК в ДОУ, центры – ППМСС, ЦПЗД и П.)

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:

·      своевременно выявить детей с ООП;

·   выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

·      определить оптимальный педагогический маршрут;

·      осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

·      спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

·      оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

·      консультировать родителей ребёнка.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку психического развития ребёнка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Мониторинг детского организма проводится три раза в году: в начале, в середине и по окончании работы по программе.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с образовательными потребностями.

Вся жизнь детского сада должна строиться по принципу командной работы, обеспечивающего сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля и детей на занятиях или в свободной игре, когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческие инициативы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с особыми образовательными потребностями в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления – инклюзии. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2005.

2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. – СПб.,2006.

3. ВераксаА.Н.., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2011.

4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М., 1997г.

5. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолога-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. М.,1998 г.

Просмотров: 467


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст