Ақмола облысы білім басқармасының Жақсы ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Жақсы ауылының "Дән" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорын.
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли сад "Дан" села Жаксы при отделе образования по Жаксынскому району управления образования Акмолинской области.

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Инновационная деятельность в ДОУ

09.04.2017

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие об­щеобразовательной практики способствует проявлению твор­ческого, инновационного потенциала всех работников систе­мы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная ком­петентность, в основе которой лежит личностное и профес­сиональное развитие педагогов. Процесс об­новления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффек­тивней, в какой мере организаторы инновационной деятель­ности опираются на достижения науки и потребности обще­ства.

Развитие дошкольного образования, совершенствование профессионализма его педагогов, развитие инновационного стиля мышления и деятельности невозмож­ны без качественного изменения системы повышения квали­фикации.

Инновационная деятельность - это особый вид педаго­гической деятельности.

Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Новый - впервые созданный или сделанный, появивший­ся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь откры­тый, относящийся к

ближайшему прошлому или к настоя­щему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Нововведение (инновация) - комплексный процесс созда­ния, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новше­ства для удовлетворения человеческих потребностей.

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Новшество - это именно средство (новый метод, методи­ка, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комп­лексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Процесс (продвижение) - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Типы нововведений группируются по следующим ос­нованиям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

·       в содержании образования;

·       в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

·       в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

·       частные, единичные, не связанные между собой;

·       модульные (комплекс частных, связанных между со­бой);

·       системные (относящиеся ко всему дошкольному учреж­дению).

3. По инновационному потенциалу:

·       усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

·       новое конструктивное соединение элементов существу­ющих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

·       радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

·       новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

·       прекращение использования формы работы, отме­на программы, технологии (отменяющее нововве­дение);

·       освоение нового вида услуг, новой программы, тех­нологии (открывающее нововведение);

·       ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже исполь­зовавшегося в системе дошкольного воспитания и об­разования.

Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тра­тить времени на открытие уже известного. Г.К. Селевко дает классификацию педагогических техноло­гий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспита­ния и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку.

Авторитарные технологии. Педагог - единоличный субъект учебно-воспитательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини­циативы и самостоятельности учащихся, применением тре­бований и принуждения.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр об­разовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее разви­тия, реализации ее природных потенциалов.

Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всесторон­него уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равен­ство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предо­ставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осу­ществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к ре­зультату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воз­действия.

Способ, метод, средство обучения определяют разные тех­нологии: догматические, репродуктивные; объяснительно-ил­люстративные, программированного, проблемного, развива­ющего обучения; диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и другие.

Большой класс современных технологий определяется со­держанием модернизаций и модификаций, которым подвер­гается существующая в них традиционная система. Это техно­логии на основе:

· гуманизации и демократизации педагогических отноше­ний;

·       активизации и интенсификации деятельности учащихся;

·       эффективности организации и управления процессом обучения;

·       методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.

Технологии, использующие методы народной педагогики, опирающейся на естественные процессы развития ребенка, а также альтернативные («Вальдорфская педагогика» Р. Штейнера и др.).

Педагогика сотрудничества, по мнению Г.К. Селевко, - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.

Сотрудничество - это совместная развивающая деятель­ность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, про­никновением в духовный мир друг друга, совместным анали­зом хода и результатов этой деятельности.

В педагогике сотрудничества несколько направлений. Одно из них - гуманно-личностный подход к ребенку, который ставит в центр образовательной системы развитие совокуп­ности качеств личности, источник многих инновационных идей.

Гуманно-личностный подход объединяет в себе целый ряд идей. Прежде всего, это гуманизация и демократизация педа­гогических отношений, включающие в себя:

· любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

·  веру в ребенка;

·   мастерство общения;

·       отсутствие прямого принуждения;

·       терпимость к детским недостаткам;

·       признание права ребенка на ошибку и на собственную точку зрения;

·       особый стиль отношений: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а органи­зовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу вы­бора.

Обращение к анализу проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей.

Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех преобразований в системе об­разования, перспективы развития дошкольного учреждения.

Сегодня происходит становление науки о педаго­гических нововведениях. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обо­стрилась потребность в новом знании, в осмыслении новых поня­тий «новшество», «новое», «инновационный процесс» и др.

Одной из тенденций развития инновационных технологий яв­ляется включение в учебный процесс не только познаватель­ной, но и эмоционально-личностной сферы человека.

Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени.

Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Просмотров: 337


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст