Воспитатель старшей группы «Колосок» ГККП Детского сада «Дән» Жаксынского района Сабекова Умут Акпаровна, педагог – психологГККП Детского сада «Дән» Жаксынского района Чепракова Оксана Владимировна.
ГККП Детский сад «Дән» работает в плане реализации инклюзивного образования с 2016 года, Детей с особыми образовательными потребностями 5%и посещают детский сад второй год. Форма оказания помощи в обычной группе.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Работу в этом направлении мы начали с родителей. Составили план работы по инклюзивному образованию в детском саду, дали полную информацию родителям, что такое инклюзивное образование, пояснили, что, чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Предложили родителям проводить работу совместно: ведь только совместными усилиями можно достичь хорошего результата.
Мы понимаем, что для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития, необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике. Диагностикапроходила в три этапа: результатом первого этапа - представление педагога-психолога об особенностях развития ребёнка. Чтобы конкретизировать и уточнить представление, провели второй этап (уточняющий), который опирался на следующие методы: беседы, анализ продуктивной деятельности, тесты, опросы, анкетирование.Третий этап (окончательный) заключался не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного или уточняющего диагнозов, но и в сравнении и сопоставлении. После проведения диагностики совместно с педагогом психологом составили план работы. План строился по принципу «от простого к сложному».
Искали наиболее эффективные методы и приемы, методики и технологии. Использовали наиболее доступные методы: наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация
различных наглядных иллюстраций, схем), практические (практические упражнения, графические работы), словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).При использовании словесного методавопросы хорошо продумывали и четко формировали: ведь они должны быть доступным детям. Решили использовать одноступенчатые инструкции. Объясняли новый материал с повтором. Рассказ для детей был лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.Наглядные методы мы использовали на всех занятиях. Например, наблюдение применялось как целенаправленное восприятие объекта или явления. При их применении мы помнили, что такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания - нужно учитывать, поэтому предъявляли ребенку только тот предмет, который рассматривался на этом этапе. Остальные не показывали. Также применяли принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус). Наглядный метод является очень действенным методом в нашей работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей. Из практических методов в работе с детьми наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и так далее. Поэтому с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Поэтому занятия придерживаются принципа «учить – играя».
Из методик и технологий мы остановились на развитие мелкой моторики. [Аксeнoвa М. Рaзвитиeтoнкихдвижeнийпaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeмрeчи // Дoшкoльнoeвoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.] Составили картотеку игр. Предметно- развивающую среду оформили соответственно: в группе имеются следующие центры развития: центр «Волшебный песок», центр шнурования, центр развития тактильного восприятия «Помоги Золушке», центр развития конструктивной деятельности «Юные конструкторы», центр «Всезнайка», центр художественно – эстетического развития «Территория творчества», центр «Модница», центр сенсомоторного развития «Страна прищепок».
Наблюдая, заметили, что детям нравятся игры с прищепками.Сталииспользовать прищепки во всех занятиях. Математика: счет- считалиприщепки, геометрические фигуры- из геометрических фигур и прищепок строили игрушки, ориентировка в пространстве- путешествовали с прищепкой по карте. Развитие речи- артикуляционная гимнастика с помощью прищепки (ротик открываем, как прищепка), по работе над звуковой культуры речи с зеленой прищепкой квакали, как лягушка, стрекочем, с синей стучали как капельки дождя, с желтой пищали как цыпленок, с черной чирикали, как птичка. В работе по связной речи - во время пересказа сказки использовать прищепки как вспомогательный предмет: сказка «Колобок» - колобок- желтая прищепка, зайчик-серая маленькая прищепка, волк- серая большая прищепка, медведь- коричневая прищепка, лиса- оранжевая прищепка. В других сказках используем прищепки с масками (например: дедушки или бабушки). По ознакомлению с окружающим миром используем такие игры, как «Помоги ежику высушить грибы на зиму» (дети выбирают съедобные грибы и развешивают их с помощью прищепок), «Помоги птичке построить гнездышко» (дети с помощью прищепки собирают веточки, перышки, травку для гнезда птички), «Живая и неживая природа» (дети из шаблонов и прищепок мастерили игрушки и называли живую или неживую природу. Например: елка-живая, а солнце- неживая природа) и т.д. [Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –Москва]Цели и содержаниезанятий, проводимых в нашей группе, формируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение значимых для развития ребенка проблем.
Работая с детьми по подгруппам, мы объясняем детям, что они один коллектив, одна семья, мы все друзья и должны друг друга уважать, понимать и помогать. То есть мы все разные, мы все равные.Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и
адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.
Так как инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми,мы, кроме занятий, проводим очень много мероприятий по сближению детей в коллективе (дни именинников, экскурсии, походы, посещение цирка, кукольного театра, тематические праздники и т.д.)
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Если ребенок с трудом адаптируется в группе детского сада, то мы создаем такую обстановку, чтобы ребенок мог почувствовать себя как дома (называем так, как называет его мама, говорим комплимент, предлагаем дружбу,
включаем музыку, показываем любимый мультфильм, просим родителей принести из дома его любимую игрушку, читаем его любимые сказки и т.д.)
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного процесса воспитанников, удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Работа по инклюзивному образованию в нашей группе строится с учетом четкой организации пребывания детей в детском саду, правильного распределения нагрузки в течение дня, координации и преемственности в работе психолога и воспитателей.
Исходя из опыта своей работы, мы видим, что применение выбранных нами методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.Конечно, без родителей мы не смогли бы достичь этих результатов. Мы старались сделать родителей своими союзниками и помощниками, привлекая внимание родителей к процессу обучения и воспитания, к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях (дома родители продолжали работать с детьми по развитию мелкой моторики и именно с прищепками).
Не останавливаясь на достигнутом, в дополнение к традиционным методам воздействия, мы активностали использовать нетрадиционныеформы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. К таким методам можно отнести музыкотерапию.Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.[Эффект Моцарта Автор: Дон Кэмпбелл, М.,1999, - 320 сВетлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.-140 с Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Изд-ийцентр «Академия», 2012.- 285 с.]
Пескотерапия – игры с кинетическим песком. Песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние[Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.]
Таким образом, работа в нашем детском саду осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала нашего ДОУ и родителей ребенка.
Мы хотим, чтобы наш детский сад был для всех детей домом радости, счастья и добра. Чтобы дети здесь со своими педагогами творили, делали открытия, развивались,
познавали окружающий мир. Мы хотим, чтобы глаза наших детей светились от счастья!